пятница, 10 сентября 2010 г.

Мы начинаем фестиваль… TIFF 2010: День первый

Начался Международный кинофестиваль в Торонто 2010-го года

Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
Владимир Владимирович (Маяковский)


9 сентября начался TIFF 2010Международный кинофестиваль в Торонто. Фактическое его открытие состоялось в 6 часов вечера – скромненько в кинозале Ryerson University. Помпезное же было назначено на полчаса позже в Visa Screening Room (Elgin Theatre) – любителям шума и тусовки показывали мюзикл про хоккей, который даже своими рекламными роликами не смог меня заинтересовать.

Я решил поиграть в киномана (да и традицию посещения открытия соблюсти) и пошел на последний фильм Годара, который, кстати, в Каннах показывался в секции “Особое мнение”. И было за что, но об этом чуть  позже.

По городу уже давно развешены флаги фестиваля – вроде того, что на фотке вверху. Где надо уже постелены красные ковровые дорожки для приезжих знаменитостей (простые смертные запросто могут на них фотографироваться в не“звездное” время).

TIFF 2010: Ковровая дорожка у

Три  года назад на подходе к “Раерсону” я натолкнулся на Карлоса Сауру, выходящего из обычного такси. Классик испанского кино так запросто приехал представить зрителям свою новую картину “Fados (Фаду)”.

Годом позже это был Амос Гитай с фильмом “Plus Tard (Когда-нибудь ты поймешь)”, в прокате переименованным в “Later (Позже)”. В прошлом году на самый первый фестивальный показ прибыла целая толпа гостей – показывали “An Education (Воспитание чувств)”.

В этом году фестивалю стукнуло 35 лет, и организаторы очень старались заполучить на фильм-открытие и его североамериканскую премьеру Жана-Люка Годара.  Но зря некоторые из сидевших в очереди писали о своих ожиданиях в Twitter – французский классик решил продинамить Торонто, как он сделал ранее с Каннами.

TIFF 2010: Очередь зрителей на встречу с Годаром

Фильм начался, и я понял, что означали рекламные слова об экспериментах режиссера с цифровыми камерами. Происходящее на экране было заснято на камеры разного качества – от профессиональных до тех, что в мобильниках. Эдакий калейдоскоп наблюдений пассажиров средиземноморского лайнера за соседями.

А еще – набор звуковых шумов, смонтированных нарочито небрежно, что диву даешься. Закос под псевдодокументальность, но для документашки звуки слишком неестественны.

И сверху еще полное отсутствие перевода. Если в Каннах часть реплик все же переводилась на английский, то тут либо произошел технический сбой, либо Годар решил усложнить зрителям жизнь и оставить только редкие интер-титры между сюжетами. Я бы это понял, если бы калейдоскоп картинок сопровождался калейдоскопом разговорных языков (никто в зале не понимает все, а понимает только часть), но тут около 90% разговоров было по-французски! Это – издевательство.

Короче, у меня сложилось впечатление, что для экранизации незамысловатой реплики “Куда ты катишься, Европа?!” Годар заботливо набросал горы “руды”, из коих зрителю самому необходимо добывать “радий” (см. эпиграф вверху). Каждый добудет что сможет и сколько сможет.

Про три части фильма и их смыслы читайте у других рецензентов. Мне фильм не понравился. Увы. Запомнился ли он? Да (недоумением). Сопереживал ли я происходящему на экране? Нет. Вот так-то.

Комментариев нет:

Отправить комментарий